О том, кто такой Сулейман Керимов, знают все, кто хоть немного интересуется биржевыми сводками и борьбой. Бизнесмен из Дагестана, сделавший состояние в 90-е, в минувшем олимпийском цикле добровольно взял на себя миссию главного спонсора Федерации спортивной борьбы России, возглавив в 2006-м ее попечительский совет. И выплатил борцам-победителям Игр в Пекине беспрецедентные премиальные: 28 августа он объявил о том, что олимпийские чемпионы и их тренеры, а также призеры Олимпиады получат в общей сложности 4 миллиона долларов. Сумму, превышающую минимальное требование ПФЛ к бюджету клуба первого дивизиона на сезон.
О том, что Сулейман Абусаидович мог бы помочь и махачкалинскому "Анжи", в Дагестане говорят без малого год. Если уж со своими 9 миллионами клуб до сих пор остается на плаву, сохраняя теоретические шансы на возвращение в премьер-лигу, то с инвестициями Керимова, по мнению его земляков, мог бы превратиться в один из ведущих в стране.
Однако лишь этой осенью люди, наделенные полномочиями что-то комментировать, косвенно подтвердили факт интереса сенатора-миллиардера к футболу в Дагестане. Керимов, по их словам, через посредников предлагал сделку, обещая вложить в "Анжи" 25 миллионов долларов в обмен на свое участие в управлении клубом. Он не впервые проявляет интерес к футбольному бизнесу. В свое время подконтрольные Керимову структуры оказывали спонсорскую поддержку подмосковному "Сатурну", а пять лет назад якобы пытались приобрести итальянскую "Рому". Об этом тогда много писали на Апеннинах, но компания "Нафта-Москва" факт переговоров не подтвердила, а сделка не состоялась.
Переговоры по поводу "Анжи" тоже остановились, толком не начавшись: власти Дагестана, без участия которых ничего серьезного в республике, как и в любом ином субъекте Российской Федерации, произойти не может, к такому резкому повороту сегодня оказались не готовы. А на сайте махачкалинского клуба теперь висит информация о том, что официально ни с каким предложением Керимов в "Анжи" не обращался.
Впрочем, вряд ли в этой истории поставлена точка. Впереди у Дагестана первый серьезный футбольный юбилей - 10-летие выхода главной команды республики в высший дивизион. Казанский "Рубин" в год своего 50-летия уже наглядно показывает, как можно праздновать такие годовщины, если с умом вкладывать в футбол серьезные деньги. В конце концов, у Дагестана есть почти все, чтобы вернуться в премьер-лигу. Просто для этого нужно соединить все, чем богата республика. А главная ее ценность - люди. И простые, обожающие и тонко понимающие игру, и серьезные, с деньгами, любящие спорт.
Так что, скорее всего, серьезные разговоры отложены до декабря, а решающую роль при определении судьбы альянса "Анжи" и Керимова сыграет позиция республиканских властей. На сегодняшний день клуб - закрытая структура, де-юре зависящая от воли своего спонсора и учредителя "Дагнефтепродукта". Руководитель этого предприятия Магомед-Султан Магомедов - президент клуба и его фактический владелец. Однако десять лет назад с подачи властей Дагестана он на некоторое время уходил в тень. Тогда, накануне исторического для профессионального футбола Дагестана сезона-99, власти республики приняли решение о своем участии в судьбе "Анжи", подыскав ему дополнительных спонсоров из числа республиканских и московских банков. "Дагнефтепродукт" сохранил роль генерального партнера, а его шеф - президента. При этом по-восточному тонко и эффективно была изменена структура управления клубом.
Как будет сейчас - покажет время, но без перемен "Анжи" рискует, например, потерять работающего сегодня с командой Омари Тетрадзе. Зимой он запросто может покинуть Дагестан, откликнувшись на одно из двух конкретных предложений: первое - от "Алании", где тоже видят сны о премьер-лиге, второе - из Краснодара от "Кубани". Сам капитан российской сборной середины 90-х пока думает об "Анжи" - команде, сделавшей ему имя как тренеру и стоящей на пороге перемен.
- Говорят, именно вас выбрали посредником на переговорах Керимова с руководителями "Анжи". Это правда? - спросил я у одного из недавних лидеров махачкалинского клуба, Будуна Будунова. Теперь он - заместитель республиканского министра физкультуры и спорта, президент футбольного союза Дагестана.
- Керимов хочет помочь футболу республики - это факт, - ответил Будунов. - Да, я знаком с людьми, которые входят в его ближайшее окружение. Но это все, что могу сказать по данному поводу. Я теперь государственный чиновник, а люди этой профессии тщательно выбирают слова. Я тоже потихонечку учусь.
С Будуновым мы встречались в одном из кафе Махачкалы. Замминистра приехал с охраной и заказал только чай. Выглядит он так, что хоть завтра на поле, - лишнего веса нет и десяти граммов.
- Играть хочу даже очень, - признался мой собеседник. - Но все - моя карьера футболиста позади. Решил закончить, пока сил и напора хватает другими вещами заниматься. Сам решил, и мне хотя бы не так обидно, как Нарвику Сирхаеву, которого из команды зимой, считай, попросили.
- Где он сейчас, лучший игрок Дагестана 90-х?
- В Москве. Ничем пока не занят. Жалко, что так - у него характер гибкий, все углы всегда сгладит. Это я как танк, со мною трудно, а Сирхаев... Такой нужен в коллективе.
- Как вам в кресле чиновника?
- Кабинет хороший. Из него можно помогать людям - это важный момент. Работы полно, в том числе и в футбольном союзе. Денег в бюджете мало, но есть обещания поддержки. Пока самое большое достижение - единый чемпионат Дагестана. До меня его по трем зонам играли, а финал не проводили - людям тяжело было с личными амбициями совладать. Они же деньги вкладывают, ну и спорят потом меж собой, а договориться не всегда получалось.
- У чиновника Будунова есть мечта?
- Пятьдесят хороших и разных футбольных полей в Дагестане, где бы умные тренеры работали с хорошо экипированными детьми. И еще - "Анжи" в премьер-лиге. До сих пор, как вспомню те годы, - комок к горлу подкатывает...
И, замечу, не у него одного...
|